«Россияне привыкли к спецоперации». Социолог сообщил плохую новость

Россияне не испытывают моральной ответственности за войну в Украине, а большинство населения не готово лично участвовать в боевых действиях. Об этом сообщил в интервью «Главкому» доктор социологических наук, директор Института конфликтологии и анализа России Александр Шульга.

Эта война является захватнической, и россияне это осознают, но воспринимают ее как дополнительный способ заработка, отмечает социолог.

«Нет такого большого количества россиян, которые готовы бесплатно убивать нас и умирать сами. То, что нет миллиона фанатиков, готовых ехать на войну «по зову сердца», – это хорошая новость для нас. Плохая новость заключается в том, что нет никакой моральной преграды, нет рефлексии о жестокости, несправедливости войны, а соответственно, никаких уроков – с большой вероятностью – Россия не извлечет, выводов не будет сделано даже с уходом от власти или физической смертью Путина», – сказал Шульга.

Рутинизация войны стала заметной с середины 2023 года, когда население научилось игнорировать последствия конфликта и жить с ним, сравнивает социолог войну с пандемией.

«Это плохо, потому что россияне научились принимать новые обстоятельства, игнорировать проблему и жить с ней. Нет понимания, что в этом виноват режим и что именно он может остановить войну. Россияне стали воспринимать войну как брутальную стихию, которую никто не может остановить, что-то вроде пандемии ковида. В средней и долгосрочной перспективе это дает им рецепт выживания, а режиму – уверенность в том, что можно повторять подобное не только с Украиной, но и с другими странами. То есть если россияне приняли эту несправедливую войну, самую кровавую после Второй мировой, то какие-то меньшие агрессии тем более воспримут и переждут. Они не против войны», – добавляет Шульга.

При этом заметно, что общество сегментируется: молодежь менее заинтересована участвовать в войне, даже за деньги, поскольку еще учится и не имеет собственных семей. Эти данные подтверждают исследования российских социологических компаний.

Молодежь не хочет участвовать в войне не бесплатно, ни за деньги, ведь она в меньшей степени заинтересована в материальных выгодах (еще учатся, получают помощь родителей, не имеют собственных семей). Эту незаинтересованность молодежи в войне подтверждают и исследования, проводимые российскими компаниями.

Напомним, что Александр Шульга, директор Института конфликтологии и анализа России, проводит телефонные опросы среди россиян, чтобы узнать об их повседневных проблемах, экономической ситуации и отношении к войне. Данные показывают реальные настроения населения, в отличие от официальных прокремлевских соцопросов. Это исследование помогает Украине понимать процессы внутри РФ и планировать стратегию на будущее.

Читайте также: «Алло, Тамбов?». Что думают россияне о войне и украинцах