В середине сентября в одном из ресторанов Одессы произошла перестрелка. Двое мужчин открыли стрельбу из боевых пистолетов. В результате инцидента оба получили ранения. Пули также попали в окна соседнего дома. По счастливому стечению обстоятельств, никто из жителей не пострадал. По информации полиции, участники стрельбы относятся к одной из организованных преступных групп региона. Случаи выяснения отношений между представителями криминального мира с использованием огнестрельного оружия в общественных местах нередки для Украины.

Описанное происшествие можно считать лишь очередной строкой в полицейской статистике по причине широкой распространенности незарегистрированного оружия в стране.

Каждому по «стволу»

На данный момент невозможно определить, сколько именно неучтенных «стволов» находится у населения. По оценке организации Small Arms Survey, которая отслеживает распространение нелегального огнестрельного оружия в мире, в 2019 году на территории Украины насчитывалось от 2,2 до 6,3 млн незарегистрированных единиц.

На рост преступности с использованием нелегального оружия обратили внимание, в том числе, журналисты газеты «The New York Times». Американские эксперты обратили внимание, что распространение в украинском обществе получил не только «огнестрел», но и ручные гранаты, которые пользуются «большой популярностью».

По оценке доцента Института политологии при Боннском университете Андреаса Хайнеман-Грюдера, Украина находится в одном ряду со странами Западных Балкан по уровню нелегальной торговли оружием. Немецкий эксперт отметил, что распространение неучтенного вооружения в условиях открытых границ представляет проблему не только для Украины, но и для всей Европы.

«Винтовка рождает власть»

По мнению аналитиков, до начала АТО уровень распространения нелегального оружия в Украине не достигал критических значений. Решение исполняющего обязанности президента Украины Александра Турчинова о выдаче вооружения всем желающим воевать на Донбассе в апреле 2014 года положило начало росту количества нелегальных «стволов» у населения.

Бывший глава государства заявил, что он лично открывал склады и раздавал его, когда командиры воинских частей отказывались это делать. По словам Турчинова, «любой, кто говорил, что готов защищать страну, записывался, получал оружие и шел на Восток». Наличие судимости даже за тяжкие преступления не было поводом для отказа новобранцам. По разным подсчетам, количество таких добровольцев может достигать трех тысяч человек.

Какие-либо проверки при выдаче оружия отсутствовали, поэтому «стволы» попадали, в том числе, в руки преступников. С декабря 2014 по июнь 2015 года бойцы добровольческого формирования «Торнадо» во главе с неоднократно судимым Русланом Онищенко совершили ряд тяжких и особо тяжких преступлений против мирного населения, включая незаконные аресты, пытки, издевательства, побои, убийства, грабежи и изнасилования. В начале апреля 2017 года в Киеве завершился судебный процесс. Восьмерых «героев АТО», включая командира подразделения, приговорили к срокам от 8 до 11 лет лишения свободы.

После «дембеля» оружие забирали с собой

В Службе безопасности Украины заявили, что пик попадания в незаконный оборот автоматов, пистолетов и гранат пришелся на 2014 – начало 2015 года. Бесконтрольная выдача вооружения «добробатам» по приказу Турчинова практически разрушила государственный механизм по учету и дала импульс его активному распространению. Поспешное решение киевских властей о начале АТО не позволило выстроить систему фильтрационных мероприятий для добровольцев и военнослужащих в местах въезда и выезда из зоны проведения операции. В связи с этим, после ротации
многие участники боевых действий просто забрали личное оружие с собой. Несмотря на попытки полиции вывести из оборота незаконный «огнестрел», подавляющее большинство единиц неизбежно попадало в продажу. Спустя годы после начала конфликта на юго-востоке Украины, цена на автоматы, пистолеты и гранаты внутри страны на черном рынке снизилась в два-три раза. До начала операции на Донбассе автомат Калашникова можно было приобрести за три тысячи долларов. После 2014 года цена снизилась до одной тысячи. В зоне конфликта стоимость автоматического оружия и вовсе составляла около ста долларов.

Статистка ползет вверх

Поток нелегальных «стволов» из зоны конфликта поднял волну преступности, которая сохранилась в течение нескольких лет. По данным Нацполиции, в 2016 году было отмечено 6 тыс. преступлений, связанных с незаконной торговлей пистолетами, автоматами и взрывчатыми веществами, а в 2017 году – уже почти 8 тыс. случаев. По данным Генеральной прокуратуры Украины, за 2019 год были зарегистрированы 6204 случая незаконного использования, хранения или продажи оружия. Из них лишь около 100 случаев приходятся на владельцев официально зарегистрированных охотничьих ружей.

Помимо организованной преступности, «теневой арсенал» представляет повышенную опасность в связи с распространенностью терроризма. В контексте Украины речь идет не о спланированных атаках экстремистских группировок, а о самодеятельности фанатиков или психически нездоровых граждан. В июле Максим Кривош взял в заложники пассажиров автобуса в городе Луцк. Преступник предъявил абсурдные требования к руководству страны, которые вскоре были выполнены, а захваченные граждане освобождены. Несмотря на отсутствие жертв и в целом благополучный исход, дополнительным поводом для беспокойства украинцев стал арсенал «луцкого террориста», обнаруженный после задержания. Кривош имел при себе автомат, пистолет и боевую гранату.

Простого решения нет

Нацполиция и СБУ продолжают деятельность по выводу незаконного оружия из оборота, однако, учитывая масштабы проблемы, правоохранителям потребуется не один десяток лет на ее решение. На сегодняшний день, перестрелки бандитов на улицах городов или захват заложников террористом-одиночкой в Украине продолжают звучать эхом ошибок власти в 2014 году.