Рецензия на фильм «Гладиатор ІІ» / Gladiator II

13 ноября в кинотеатрах наконец стартовал показ эпического исторического экшена «Гладиатор II». Это сиквел оскароносного неопеплума Ридли Скотта «Гладиатор», вышедшего на экраны 24 года назад. За последние четыре года это уже третья большая историческая лента от неутомимого режиссера. Но если «Последнюю дуэль» (2021) публика восприняла в основном положительно, то прошлогодний «Наполеон» подвергся жесткой критике со стороны многих зрителей. В рецензии ниже рассказываем, какие чувства вызывает новый «Гладиатор» — справедливое восхищение или досадное недоумение.

Рецензия на фильм «Гладиатор ІІ» / Gladiator II

Плюсы:

достаточно увлекательный эпический исторический экшен; классный актерский состав; с технической стороны почти все выполнено на высшем уровне; Ридли Скотт позволяет себе вопиющую псевдоисторичность и этим будто издевается над теми, кто здесь ищет стопроцентной исторической достоверности; в целом замечательный киноатракцион;

Минусы:

определенные диалоговые проседания; сюжетные условности, что в принципе для кино такого рода — норма; перегибы с животными на арене;

8/10 Оценка ITC.ua Відключайте рекламу — підтримуйте ITC!

«Гладиатор II» / Gladiator II

Жанр эпический исторический экшен
режиссёр Ридли Скотт
В ролях Пол Мескаль, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хехингер, Дерек Джейкоби, Рори МакКанн, Мэтт Лукас
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb, официальный сайт

Через 16 лет после смерти Марка Аврелия величественной Римской империей правят братья Каракалла и Гета, захватническая политика которых не знает границ. Тем временем сын Луциллы и Максимуса, Луций, мирно живет в Нумидии, расположенной в Северной Африке, но загребущие лапы кровожадных хозяев Рима добираются и туда. Под предводительством отважного генерала Марка Акация, римское войско завоевывает эти земли, а крепких мужчин, которым удалось выжить, забирает в плен.

Среди обреченных стать пушечным мясом на арене Колизея, на потеху охочей до развлечений и зрелищ публики, оказывается и Луций. Его выкупает рабовладелец Макрин и обещает страждущему, что у того будет возможность поквитаться с Акацием за смерть жены. Но жестокие политические интриги вносят свои коррективы в сложившуюся ситуацию, и теперь судьба империи будет решаться не только на поле боя, но и в стенах роскошного императорского дворца.

Кажется, у Ридли Скотта снова вышло. Пусть, прогнозируемо, не на том высочайшем уровне, который был достигнут в первом «Гладиаторе», но сиквел стал достойным последователем великого оригинала.

«Гладиатор ІІ» — тот фильм, которого так не хватает в нынешнюю эпоху сплошной стерильности и однообразия в высокобюджетном кино (да, вездесущая супергероика, это камешек, в том числе и в твой огород). Это эпичное, тяжеловесное, бессовестно шумное и пафосное, визуально потрясающее, по-хорошему абсурдное, монументальное и жестокое кино с надрывным саундтреком. Именно такое, каким оно и должно быть. Но главное, что оно несомненно честное по отношению к своему зрителю и дает ровно то, чего от него ожидаешь.

Нечто подобное, только в рамках космооперы, пытался выдать Зак Снайдер в своей «Мятежной луне», но, несмотря на схожие амбиции вдарить эпическим кровопролитием и сакрализировать пшеницу, у Зака получилось сильно хуже.

В его космической саге бушевали смехотворные страсти, действовали сплошь одномерные персонажи-функции и предлагалась как будто сгенерированная искусственным интеллектом история. В творении Ридли Скотта фигурируют вполне живые люди, которые погружены в адекватные, обоснованные конфликты. А рядом с карикатурными дегенеративными императорами соседствуют интересные, чуть более сложные персонажи, такие как Макрин Дензела Вашингтона. Да и чувствуется здесь какая-то душа, чего не скажешь об опусе от Netflix.

Напомнив во вступительных титрах ключевые эпизоды первого фильма, уже в самом начале сэр Ридли захватывает внимание пышной сценой атаки римским флотом Нумидии. В ход идут огненные шары, выпущенные из катапульт, что мгновенно заставляет вспомнить о другом историческом блокбастере английского постановщика «Царство небесное».

Когда дело доходит до гладиаторских боев, то и здесь желание режиссера поразить зрителей (как и желание организаторов кровавых поединков удовлетворить местную публику, что наводит на мысли о метанаративности) вызывает пиетет. Да, не обошлось без перегибов, ведь все эти веселые игры в «Восстание планеты обезьян» і «Челюсти» на максималках — уже явно перебор. Однако Скотт честно пытается удивить, развлечь, и этот не обремененный исторической достоверностью, возможно даже по-детски наивный блеск в глазах 86-летнего кинематографиста подкупает.

Приятно ласкают зрительский глаз не только отсылки к оригиналу, но и в целом то, как все выглядит в кадре. Если сцена требует пролитой крови, она обязательно прольется. Если — осознание масштаба действа — в кадре точно появится общий план до отказа заполненного Колизея. Если же надо намекнуть на хищный характер персонажа — достаточно обратить внимание на роскошные одежды Дензела Вашингтона. За исключением некоторых сомнительных CGI-эффектов, визуально и технически это почти идеальное кино. Что уж говорить о трепетном моменте, когда перед зрителем предстанут священные доспехи Максимуса.

«Гладиатор ІІ» заметно уступает выдающемуся предшественнику, который в принципе не нуждался в продолжении. Но надо понимать, что это ожидаемый, очевидный результат, и их сравнение едва ли уместно, учитывая тот фактор, сколько времени прошло и как изменился кинематограф, да и мир в целом. А вот как выпущенный через много лет сиквел, это абсолютно жизнеспособное кино.

Далеко идти не надо — Тим Бертон провернул тот же трюк со своим «Битлджусом», только разница между выпуском фильмов еще более существенна. Честно говоря, пусть лучше в прокате гремят такие запоздалые вторые «Гладиаторы» и «Битлджусы», чем оперативные 35-й в рамках КВМ «Капитан Америка» или 36-е «Громовержцы».

Этим проектом, назло многочисленным недоброжелателям, Ридли Скотт уверенно доказывает, что ум его по-прежнему ясен, режиссерская рука тверда, а пороха в пороховницах более чем достаточно. И сколько бы кому ни хотелось критиковать именитого постановщика за прошлые болезненные промахи, а они, безусловно, изрядно разочаровывали, на этот раз большой палец без всяких сомнений поднимается вверх.

Вывод:

«Гладиатор ІІ» однозначно не дотягивает до уровня выдающегося оригинала, но это было и так понятно. А вот как достойное его продолжение в формате «отдельная история» — как минимум имеет право на жизнь.