1 февраля начался прокат итало-британской ленты «Путь к славе: Лянча против Ауди», сюжет которой основан на реальных событиях и рассказывает о принципиальном противостоянии команд Lancia и Audi на Чемпионате мира по ралли 1983 года. В рецензии ниже рассказываем, почему местная история не увлекает и даже близко не дотягивает до уровня подобного сюжета в Ford v Ferrari.
Плюсы:
попытка рассказать заслуживающую внимания историю, основанную на реальных событиях; нет-нет, а иногда происходит какое-то незначительное интересное оживление
Минусы:
отсутствие акцентированного на ожесточенном и увлекательном противостоянии рассказа; гонки выглядят плохо; отсутствие адекватно прописанных персонажей, из-за чего и актерам негде себя проявить; в целом реализация замысла хромает по всем статьям
5.5/10 Оценка ITC.ua
«Путь к славе: Лянча против Ауди» / Race for Glory. Audi vs Lancia
Жанр биографическая спортивная драма, фильм про автогонки
Режиссер Стефано Мордини
В ролях Даниэль Брюль, Риккардо Скамарчио, Фолькер Брух, Хейлиі Беннетт, Кэти Кларксон-Хилл
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
1983 год, Чемпионат мира по ралли. Менеджер итальянской команды Lancia Чезаре Фиорио стремится выиграть турнир любой ценой, в том числе в общем зачете производителей. Коллектив не брал престижный титул с 1976-го, поэтому сейчас покончить с полосой неудач — дело чести.
Но воплотить в жизнь свой амбициозный замысел будет крайне непросто, почти невозможно, ведь непобедимые немцы из Audi, во главе с инженером Роландом Гумпертом, являются безоговорочными фаворитами, отнюдь не намеренными терять лидерские позиции. Учитывая это, на чемпионате вырисовывается принципиальное соперничество, а оно, как известно, всегда украшает любое спортивное событие.
Если окинуть взглядом кинематографические мейнстримные тенденции последних лет, путем нехитрой наблюдательности можно заключить, что как минимум два вида биографических фильмов сейчас явно в тренде. Во-первых, это музыкальные байопики, на которые киноделы стали обращать больше внимания после триумфа «Богемной рапсодии» Брайана Сингера. Чуть позже появятся ленты об Элтоне Джоне, Элвисе Пресли и Уитни Хьюстон, а на носу у нас в прокате история жизни Боба Марли.
Во-вторых, это, конечно же, автомобильные/гоночные фильмы, основанные на реальных событиях и рассказывающие о выдающихся исторических личностях. Буквально недавно в кинотеатрах крутили «Феррари» Майкла Манна, в 2022 году вышел «Ламборгини», правда, оказавшийся малозаметным и неудачным, а еще раньше публика восхищалась «Фордом против Феррари» Джеймса Мэнголда, который у нас обозвали «Аутсайдерами». Именно на последнего и равняется спортивная драма «Путь к славе: Лянча против Ауди», о чем недвусмысленно намекает и ее название.
К сожалению, фильм итало-британского производства весьма далек от своего голливудского предшественника: масштабы здесь явно не те, накал страстей по большому счету так и не происходит, и это не говоря об абсолютном отсутствии спортивного, состязательного азарта, который у таких проектов должен быть вшит в ДНК.
Курс Art Director. Gamedev. Для того, щоб прокачати свої скіли та отримати посаду артдиректора в геймдеві. Більше про курс
Формально создатели побуждают занять сторону аутсайдеров, делают какие-то неуверенные движения ради того, чтобы зритель проникся философией Чезаре Фиорио, но этого недостаточно.
В первую очередь из-за того, что кроме собственно персонажа Риккардо Скамарчио в составе Lancia не за кого болеть. Несколько странный Вальтер Рёрль в исполнении Фолькера Бруха, больше склоняющийся к пчеловодству, чем гонкам, не тянет на роль одного из лучших профессионалов и тем более лидера на трассе. А его молодой коллега едва запоминается, даже несмотря на участие в наиболее драматичном моменте фильма.
Нет в сюжете и заявленного антагонизма, ведь, опять же, как-то формально в качестве принципиального соперника выступает слишком эпизодический Даниэль Брюль. При том, что у него уже хороший опыт работы в жанре благодаря «Гонке» Рона Ховарда, в «Лянча против Ауди» звездный немец практически незаметен.
В целом драматургический провал происходит не по вине актеров, а из-за бездарно прописанных персонажей, на судьбу которых в большинстве своем плевать. А еще из-за неправильно расставленных акцентов.
Без интересного противостояния, вынесенного в название (в оригинале Audi почему-то стоит впереди, хотя это совсем неправильно) исчезает и та магия ожесточенного соперничества, ради которой мы смотрим кино подобного толка. По сути это обесценивает весь замысел.
Не вызывают восхищения и предложенные гонки, с технической стороны исполненные бедновато и однообразно. Камера попеременно сосредотачивается то на сверхкрупных планах гонщиков, то на дороге, но это не имеет никакого эффекта. Порой вообще трудно разобраться, что за беспорядок происходит на трассе, в турнире, в головах героев (момент знакомства Рёрля с деревенским пчеловодом прямо посреди соревнования — это уже слишком).
Здесь все игриво начиналось как очередная история битвы Давида с Голиафом, где победы достигаются благодаря хитрости. Потом этот настрой резко сходит на нет и перед нами предстает безгранично скучная волокита с неинтересными персонажами, в которой побеждает кто угодно, только не зритель. И радости от брызг шампанского нам не видать.
Вывод:
«Путь к славе: Лянча против Ауди» больше заслуживает название «Аутсайдеры», чем Ford v Ferrari, и явно не тянет на статус «плохое кино», поскольку не вызывает негативных эмоций. Но в том-то и беда, что в результате фильм вообще не вызывает никаких чувств.